English

Vologda regional
public organization
Batyushkov Society

«What joy is in a foreign land? It's in the native lands»

The monuments to Batyushkov

Historically, the monuments and busts to K.N. Batyushkov were installed on the territory of the Vologda Region: the monument in Vologda opened to the 200th anniversary of the poet’s birth (the 28th of May, 1987, sculptor – V. Klykov), the bust in Cherepovets (created and installed on the initiative and with direct participation of “Batyushkov Society”), which was opened on the eve of the city Day (the 3rd of November, 2012) in Batyushkova street (sculptor – A. Shchepelkin), and the bust in the village Danilovskoye on the territory of the existing Museum-estate of the Batyushkovs and A.I. Kuprin (Ustyuzhenskiy disctrict, the 31st of May, 1987, sculptor – V. Yudin). 

                                              The monument to K.N. Batyushkov in Vologda

 

The bust of K.N. Batyushkov in the village Danilovskoye (Ustyuzhenskiy district of the Vologda Region)

 

                                                  The bust of K.N. Batyushkov in Cherepovets

We also believe that it’s necessary to note the personal contribution of the members of “Batyushkov Society” to perpetuate the memory of K.N. Batyushkov on the Vologda land. So, in 1997, the year of the poet’s 210th anniversary, on the border of the former family estate of the poet’s mother in Hantanovo the commemorative plaque made by D.V. Medvedev (later he became one of the founders of the organization) was installed. It was installed at the memorial stone, preserved from the times when the buildings and the garden existed, on the initiative of the admirers of Batyushkov’s literary works.

Honored art worker of the RF, the member of the artists’ Union of the RF, D.V. Medvedev, at the memorial stone and the commemorative plaque (1997)

                                     Contemporary view of the commemorative plaque

In 2013 during the regular literary and theatrical celebration “Paternal Penates”, in the presence of the head of the district N.V. Vinogradov, the memorial tombstone to the sister of K.N. Batyushkov – Varvara Nikolayevna Sokolova (Batyushkova) – was opened. Varvara Sokolova was the last owner of Batyushkov’s family estate. 

The initiative to install the memorial tombstone belongs to the member of “Batyushkov Society”, Nina Vasilyevna Fominyh (pictured right); the sketch was completed by D.V. Medvedev. The funds for the installation of the memorial tombstone were collected by the members of “Batyushkov Society”, as well as by the representatives of the public organization of Cherepovets “Mrs. Province”. The administration of Cherepovets municipal district also contributed to the installation. 

В 1821 году Константин Батюшков остановился в известном европейском курорте Карловы Вары. Видимо, в Карлсбаде он написал одно из своих последних стихотворений:

Ты хочешь меду, сын?- Так жала не страшись;

Венца победы?- Смело к бою!

Ты перлов жаждешь?- Так спустись

На дно, где крокодил зияет под водою.

Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец.

Лишь смелым - перлы, мед, иль гибель... иль венец.

Мемориальная доска на одном из домов этого курорта напоминает нам сегодня о посещении города русским поэтом Константином Батюшковым. "Хочу домой, в Россию!" - постоянно твердил он (по материалам сайта http://vokrugknig.blogspot.ru/2014/01/blog-post_6078.html)

The commemorative plaque noting the stay of K.N. Batyushkov in St. Petersburg (Moika river embankment):

In Vologda we can find two commemorative plaques: one – on the house where K.N. Batyushkov lived 22 years separately from his relatives (the house of priest P.V. Vasilyevskiy, the parish of Ioann Predtecha, now – Sovetskiy Prospect, 20):

another – on the building of the specific office (Malaya Blagoveshchenskaya, now – Batyushkova street, 2), where from 1845 to 1855 the poet lived in the family of his nephew and guardian G.A. Grevens:

 

The memorial plaque is also on one of the buildings in the Crimea, where K.N. Batyushkov was treated of mental disease:

https://novocrimea.ru/crimea/182310.html

The memorial gravestone of the poet was broken during the Soviet Period and then rebuilt on the supposed burial place in Spaso-Prilutskiy Dmitriev monastery (at present – the territory of Vologda):

In July, 1855, “Vologda provincial sheets” wrote: “The coffin of the poet to the place of eternal rest in Spaso-Prilutskiy monastery was accompanied by eminent Theognost, the bishops Vologodskiy and Ustyuzhenskiy, the head of the province, teachers of high schools and seminaries, and all those who knew about the poet’s death and who cherished his memory as a famous writer and a fellow citizen. After the Liturgy and the burial service, made in the monastery by the Eminence; the master Archpriest Prokoshev said tombstone eloquent word…”

Русский

Памятники Батюшкову

Исторически сложилось так, что памятник и бюсты К.Н. Батюшкову установлены на территории Вологодской области: памятник в Вологде, открытый к 200-летию со Дня рождения поэта (28 мая 1987г., скульптор – В. Клыков),  бюст в г. Череповце (создан и установлен по инициативе и непосредственном участии "Батюшковского общества"), открытие которого состоялось в канун Дня города 3 ноября 2012г. на улице Батюшкова (скульптор – А. Щепелкин) и бюст в с. Даниловском, на территории существующего музея-усадьбы Батюшковых и А.И. Куприна (Устюженский район, 31 мая 1987г., скульптор – В. Юдин):

                                            Памятник К.Н. Батюшкову в Вологде

 

 Бюст К.Н. Батюшкова в пос. Даниловское (Устюженский район Вологодской области)

 

                                              Бюст К.Н. Батюшкова в Череповце

Мы считаем также необходимым отметить личный вклад членов "Батюшковского общества" в увековечивание памяти о К.Н. Батюшкове на Вологодской земле. Так, еще в 1997-м году, году 210-летия поэта, на границе бывшего родового имения матери поэта в Хантаново по инициативе почитателей его творчества у памятного камня, сохранившегося со времен существования построек и сада, была установлена мемориальная доска, изготовленная Дмитрием Владимировичем Медведевым, впоследствии ставшим одним из учредителей организации. В 2008 году им же была создана форма для изготовления чугунной доски взамен пострадавшей от времени медной:

Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза художников России Медведев Д.В у памятного камня и мемориальной доски (1997 год)

                                           Современный вид мемориальной доски

В 2013 году, во время проведения очередного литературно-театрализованного праздника "Отечески Пенаты", в присутствии главы района Н.В. Виноградова был открыт памятный знак сестре К.Н. Батюшкова - Варваре Николаевне Соколовой (Батюшковой), последней из рода Батюшковых хозяйке родовой усадьбы в Хантаново:

Инициатива установки памятного знака принадлежит члену "Батюшковского общества" Нине Васильевне Фоминых (на фото - справа), эскизный проект был выполнен Д.В. Медведевым, а в сборе средств на установку знака помимо членов "Батюшковского общества" принимали участие представители общественной организации Череповца "Госпожа Провинция". Свою лепту внесла и администрация Череповецкого муниципального района.

В 1821 году Константин Батюшков остановился в известном европейском курорте Карловы Вары. Видимо, в Карлсбаде он написал одно из своих последних стихотворений:

Ты хочешь меду, сын?- Так жала не страшись;

Венца победы?- Смело к бою!

Ты перлов жаждешь?- Так спустись

На дно, где крокодил зияет под водою.

Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец.

Лишь смелым - перлы, мед, иль гибель... иль венец.

Мемориальная доска на одном из домов этого курорта напоминает нам сегодня о посещении города русским поэтом Константином Батюшковым. "Хочу домой, в Россию!" - постоянно твердил он (по материалам сайта http://vokrugknig.blogspot.ru/2014/01/blog-post_6078.html)

Памятная доска о пребывании Константина Батюшкова имеется в Санкт-Петербурге (установлена на доме Е. Ф. Муравьёвой — наб. реки Фонтанки, 25; открыта 29 мая 2001 года, скульптор В. Горевой):

В Вологде их две: одна - на доме, где жил К.Н. Батюшков  22 года отдельно от своих родственников (дом священника П. В. Васильевского, приход церкви Иоанна Предтечи в Рошенье, ныне – Советский проспект, 20):

 

а другая - на здании удельной конторы (Малая Благовещенская, ныне - улица Батюшкова, 2), где с 1845 по 1855 годы поэт жил в семье племянника и опекуна Г. А. Гревенса:

В 1821 году Константин Батюшков остановился в известном европейском курорте Карловы Вары.Видимо, в Карлсбаде он написал свое последнее стихотворение:

Ты хочешь меду, сын?- Так жала не страшись;

Венца победы?- Смело к бою!Ты перлов жаждешь?- Так спустисьНа дно, где крокодил зияет под водою.Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец.Лишь смелым - перлы, мед, иль гибель... иль венец.

Мемориальная доска на одном из домов этого курорта напоминает нам сегодня о посещении города русским поэтом Константином Батюшковым. "Хочу домой, в Россию!" - постоянно твердил он.

 

Памятная доска имеется и на одном из зданий в Крыму, где находился К.Н. Батюшков с целью лечения душевного недуга:

Она находится в  Симферополе на здании бывшей гостиницы «Одесса» по улице Курчатова. В этом доме, объявленном с 1969 года памятником истории местного значения, К.Н. Батюшков жил с августа 1822 по апрель 1823 года, https://novocrimea.ru/crimea/182310.html.

Памятное надгробье поэта было нарушено в советское время, а затем восстановлено на предполагаемом месте захоронения в Спасо-Прилуцком Дмитриевом мужском монастыре (ныне - территория Вологды):

 

В июле 1855 года «Вологодские губернские ведомости» писали: «Гроб поэта к месту вечного покоя в Спасо-Прилуцкий монастырь провожали преосв.Феогност, епископы Вологодский и Устюженский с знатнейшим, г.начальник губернии, наставники гимназий и семинарий, и все те, кто знал о смерти поэта и кому дорога память о нём как о знаменитом писателе и как о согражданине. По окончании литургии и отпевании тела, совершённых в монастыре самим преосвященным, магистр протоирей Прокошев произнёс надгробное красноречивое слово…»